Урок музыки Баха или как разучивать его музыку?

Вот уже несколько столетий музыка Иоганна Себастьяна Баха является неотъемлемой частью фортепианной педагогики. Умение исполнять произведения великого композитора говорит об истинном профессионализме и музыкальной зрелости. Начиная с маленьких прелюдий и заканчивая четырёхголосными инвенциями, музыка Баха проходит через весь творческий путь каждого пианиста. 

Урок музыки Баха или как разучивать музыку Баха

Небольшие баховские пьески, порой несложные на вид, таят в себе море сложностей и деталей, в которых кроется основной пианистический смысл.

Все дело в том, что произведения этого композитора эпохи барокко принадлежат к интеллектуальной музыке. Одна музыкальная фраза перетекает в другую, каждый мотив тесно взаимосвязан с предыдущими и последующими проведениями. Эффекты непрерывности, текучести, и при всем этом, логичности – основные свойства любого баховского шедевра. Стоит отметить, что Бах хоть и часто использовал мелизмы (украшения) в своих произведениях, его музыка не имеет ни единого намека на вычурность, свойственную эпохе барокко.

Как же правильно учить Баха и на что следует обратить внимание?

1.           Основной целью исполнения Баха является передача стиля. Важно отметить, что композитор писал музыку для органа, клавесина и клавикорда, следовательно, в написанных им произведениях учтены особенности этих музыкальных инструментов. Например, на это указывает контрастная динамика – резкие переходы от forte к piano и наоборот. А все потому, что на клавесине не было возможности выражать crescendo и diminuendo.

2.           В начале работы над Бахом нужно точно определить строение произведения. Если это фуга, важно отметить в нотах все проведения темы и их тональности, противосложения и интермедии.

3.           Начинать учить произведение Баха лучше по кусочкам и сразу наизусть, выбирая опорные моменты. Например, в фуге сначала выучить все проведения темы в разных тональностях одной рукой. Затем подставить к этим темам противосложения. Отметить сходства и различия всех проведений.

4.           Добившись уверенного исполнения всех проведений тем по отдельности, можно приступать к интермедиям. Для собственного удобства, целесообразно поступить таким образом – составить схему произведения, где по порядку отметить последовательность тем и интермедий, указав их тональности. По такой схеме без особых затруднений можно играть наизусть до тех пор, пока в голове не сформируется детальное строение произведения в целом.

5.           Так как Бах – композитор-полифонист, особое внимание нужно обратить на голосоведение. Каждый голос должен быть логически выстроен. Важно, чтобы проведения темы выделялись среди других голосов. Однако это никак не означает, что темы нужно играть громче, специально выталкивая.

6.           Особо важную роль в баховской музыке играет правильная артикуляция. В современных редакциях указаны основные артикуляционные детали. Стоит обратить внимание, что все незалигованные ноты в Бахе играются non legato, а указанные лиги играют исключительно фразировочную роль.

7.           Исполняя произведения Баха, важно донести до слушателя интеллектуальный музыкальный стиль. Излишняя эмоциональность и несдержанность помешают передаче стилевого характера великого композитора.

Безусловно, баховская музыка сложна в исполнении, однако способствует логическому мышлению, улучшению памяти и повышению умственной активности.


Вход: